Arms
 
развернуть
 
410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Ф.Э. Дзержинского, д. 13/15
Тел.: (8452) 98-34-44
fr.sar@sudrf.ru
показать на карте
410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Ф.Э. Дзержинского, д. 13/15Тел.: (8452) 98-34-44fr.sar@sudrf.ru


 


График работы


Понедельник

09:00-18:00

Вторник

09:00-18:00

Среда

09:00-18:00

Четверг

09:00-18:00

Пятница

09:00-16:45

Суббота

Выходной день

Воскресенье

Выходной день

Перерыв

13:00-13:45

 

Приём исковых заявлений, жалоб, выдача копий судебных документов осуществляется приёмной суда согласно графику работы

Телефон приёмной суда:

(8452) 98-34-44

 

Государственная пошлина

Реквизиты платежного документа для оплаты государственной пошлины и судебного штрафа опубликованы в разделе  сайта «Справочная информация»


  


СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по гражданскому делу
Печать решения

Дело № 2-919/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 года город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Салюковой А.А.,

с участием помощника прокурора Шапошниковой К.А.,

представителя истца Астанина А.В.,

представителей ответчиков Нижниковой Ю.С., Костина С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дусенбаевой О.Г., действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, к акционерному обществу «СОГАЗ», федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» о признании права на получение единовременного пособия и страхового возмещения, признании действий незаконными, возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия и страхового возмещения,

установил:

Дусенбаева О.Г. (далее по тексту – истец), действующая в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО1, обратилась в суд с иском к акционерному обществу «СОГАЗ» (далее по тексту – АО «СОГАЗ», ответчик), федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» (далее по тесту – ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», ответчик) и, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, окончательно просит признать право на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», получение страхового возмещения, предусмотренного п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», за членами семьи погибшего Дусенбаева К.Г. - несовершеннолетними ФИО1 и ФИО7; признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», выраженные в нарушении сроков на сбор, оформление и направление в организацию документов для выплаты единовременных пособий, нарушения порядка и непринятия комиссией решения о выплате страховой компенсации и ненаправления ее в установленные сроки в адрес страхователя; признать незаконными действия АО «СОГАЗ», выраженные в отказе в выплате в установленные сроки: единовременного пособия, предусмотренного п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», страхового возмещения, предусмотренного п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», за членам семьи погибшего Дусенбаева К.Г. - несовершеннолетним ФИО1 и ФИО7; обязать АО «СОГАЗ» произвести выплаты в равных долях: единовременного пособия, предусмотренного п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», страхового возмещения, предусмотренного п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», членам семьи погибшего Дусенбаева К.Г. - несовершеннолетним ФИО1 и ФИО7

В обоснование заявленных требований истец указала, что Дусенбаев К.Г., который является отцом её детей – сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб ДД.ММ.ГГГГ в ходе выполнения задач специальной военной операции в результате минометного обстрела при выполнении боевой задачи в районе населенного пункта <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» лицами, имеющими право на получение страховой суммы и единовременного пособия, в связи с гибелью военнослужащего, являются, в том числе, его дети.

В связи со смертью военнослужащего Дусенбаева К.Г. истец, как законный представитель своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО7, 21.12.2022 года обратилась в военный комиссариат Саратовской области с заявлениями о формировании пакета документов и направлении его в АО «СОГАЗ» для выплаты несовершеннолетним в равных долях страховой суммы, предусмотренной положениями Федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», и единовременного пособия на основании ч. 8 ст. 3 Федерального закона 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Аналогичные заявления 25.01.2023 года были направлены истцом непосредственно в АО «СОГАЗ».

Несмотря на законные требования, ответчики отказали истцу в выплате её несовершеннолетним детям страховой суммы и единовременного пособия в равных долях, ссылаясь на отсутствие необходимых документов.

Истец считает, что военный комиссариат Саратовской области в нарушение законодательно установленных сроков не осуществил сбор, формирование и направление в страховую компанию необходимого пакета документов для выплаты страховой суммы и единовременного пособия, в связи с чем, указанные действия являются незаконными. Кроме того, истец считала незаконным отказ АО «СОГАЗ» в выплате её несовершеннолетним детям страховой суммы и единовременного пособия в равных долях, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.

Истец Дусенбаева О.Г. в судебное заседание не явилась, извещена, причина неявки не известна.

Представитель истца Астанин А.В. в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал.

Представители ответчиков Нижникова Ю.С. (ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области») и Костин С.С. (АО «СОГАЗ») в судебном заседании возражали против удовлетворения требований истца, считая, что законных оснований для их удовлетворения не имеется.

Иные лица, в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки не известны.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца в части признания за несовершеннолетними детьми погибшего военнослужащего права на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются детьми Дусенбаева К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Дусенбаев К.Г. с 06.06.2022 года проходил военную службу по контракту о пребывании в добровольческом формировании в составе 17 отряда «БАРС» на должности пулеметчика, 13.06.2022 года доброволец младший сержант запаса ФИО3 на основании боевого распоряжения от 05.06.2022 года приступил к выполнению задач специальной военной операции.

24.06.2022 года в ходе выполнения задач специальной военной операции в результате минометного обстрела при выполнении боевой задачи в районе населенного пункта <адрес> Дусенбаев К.Г. во время ведения боевых действий получил ранение и травму. Вследствие полученных ранений и травм Дусенбаев К.Г. ДД.ММ.ГГГГ погиб в ЦРБ г. Кировск.

Приказом командира войсковой части 22179 от 26.06.2022 года младший сержант запаса ФИО3 с 25.06.2022 года исключен из списка 17 отряда «БАРС» в связи со смертью, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, в этом же приказе указано, что смерть ФИО3 наступила в ходе выполнения задач специальной военной операции при выполнении боевой задачи в районе населенного пункта <адрес>.

Из справки от 06.07.2023 года об обстоятельствах гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, выданной военным комиссаром города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области, следует, что младший сержант запаса ФИО3 при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании погиб в ЦРБ г. Кировск вследствие ранений и травм, полученных во время ведения боевых действий. Контракт о пребывании в добровольческом формировании прекращен 25.06.2022 года, с военной службы уволен приказом командира войсковой части 22179 от 26.06.2022 года .

В связи со смертью военнослужащего Дусенбаева К.Г. истец Дусенбаева О.Г., как законный представитель своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО7, 21.12.2022 года обратилась в военный комиссариат Саратовской области с заявлениями о формировании пакета документов и направлении его в АО «СОГАЗ» для выплаты несовершеннолетним в равных долях страховой суммы, предусмотренной положениями Федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», и единовременного пособия на основании ч. 8 ст. 3 Федерального закона 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Аналогичные заявления 25.01.2023 года были направлены истцом непосредственно в АО «СОГАЗ».

Поскольку страховая сумма и единовременное пособие в равных долях не были выплачены несовершеннолетним детям погибшего Дусенбаева К.Г., истец, полагая, что права несовершеннолетних детей нарушены, обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С 01.01.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Предметом регулирования указанного федерального закона является установление денежного довольствия военнослужащим и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (ст. 1).

Частью 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее по тексту – Закон №306-ФЗ) предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее по тексту - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (в ред. Федерального закона от 04.11.2022 № 419-ФЗ).

Согласно п. 3 ч. 11 ст. 3 указанного Федерального закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, считаются, в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона №306-ФЗ гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для выплаты членам его семьи единовременного пособия, если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы.

Пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определены случаи, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы, в частности при исполнении должностных обязанностей (подпункт «б»).

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что исходя из положений ч. ч. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.05.2012 года № 1100 утвержден Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных ч. ч. 8 и 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им выплат» (далее по тексту - Порядок выплаты единовременных пособий, Порядок).

Единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (пункт 2 Порядка выплаты единовременных пособий).

Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (пункт 3 Порядка).

В пункте 12 Порядка выплаты единовременных пособий перечислены необходимые документы, которые воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в страховую организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, в частности заявление от члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение единовременного пособия, справку согласно приложению № 2 к названному порядку, копию выписки из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части, копии рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений, копию свидетельства о смерти военнослужащего и копии документов, подтверждающих родственную связь с военнослужащим.

В пункте 16 Порядка выплаты единовременных пособий указано, что воинские части оформляют справки согласно приложению № 2 к Порядку при предоставлении военнослужащими и членами семей погибших (умерших) военнослужащих документов, подтверждающих право на выплату им единовременного пособия.

Из изложенных норм и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) направляют в страховую организацию необходимые документы, в том числе копию выписки из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части и справку согласно приложению № 2 к Порядку выплаты единовременных пособий. Справка оформляется и направляется воинскими частями после предоставления членами семей погибших (умерших) военнослужащих документов, подтверждающих право на выплату им единовременного пособия.

Статьей 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 года №61-ФЗ «Об обороне» определен порядок создания добровольческих формирований.

Пунктом 5 ст. 22.1 названного Федерального закона установлено, что порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающие в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации.

Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования определен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2023 года №67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.12.2021 года между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключено Соглашение об осуществлении в 2022-2023 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей (далее по тексту - Соглашение).

Предметом Соглашения является осуществление в 2022-2023 годах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных ч. ч. 8 и 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 21.12.2022 года истец обратилась в военный комиссариат Саратовской области с заявлением о формировании пакета документов и направлении его в АО «СОГАЗ» для выплаты несовершеннолетним ФИО1 и ФИО1 в равных долях страховой суммы, предусмотренной положениями Закона № 52-ФЗ и единовременного пособия на основании ч. 8 ст. 3 Закона № 306-ФЗ.

25.01.2023 года за исх. военный комиссариат города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области направил в АО «СОГАЗ» пакет документов по факту гибели ДД.ММ.ГГГГ добровольца младшего сержанта запаса Дусенбаева К.Г. для принятия решения по выплате единовременного пособия.

В связи с тем, что на дату поступления пакета документов в АО «СОГАЗ» Соглашение от 28.12.2021 года не предусматривало выплаты членам семьи граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, письмом от 13.02.2023 года исх. АО «СОГАЗ» возвратило пакет документов в военный комиссариат города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области.

04.11.2022 года внесены изменения в ч. 8 ст. 3 Закон №306-ФЗ в части выплаты единовременного пособия членам семьи граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, действие указанных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022 года.

Пунктом 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 06.05.2012 года №1100 предписано директору Департамента военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации обеспечить организацию выплаты единовременных пособий и выделение бюджетных ассигнований, необходимых для осуществления выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих.

17.03.2023 года за исх. военным комиссариатом города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области директору Департамента военно-экономического анализа МО РФ были направлены документы на выплату членам семьи погибшего добровольца Дусенбаева К.Г. – несовершеннолетним детям страховой суммы и единовременного пособия.

Из письма врио директора Департамента военно-экономического анализа МО РФ от 26.04.2023 года за исх. дсп следует, что в части принятия решения о выплате единовременного пособия документы были переданы для рассмотрения в АО «СОГАЗ».

АО «СОГАЗ» письмом от 29.04.2023 года за исх. № СГ-73444 сообщило о необходимости представить дополнительные документы, а именно: справку об обстоятельствах гибели (смерти) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, оформленную в соответствие с приложением № 4 (4) к Приказу №1100 (представленная справка не соответствовала установленному образцу); заверенную копию рапорта по факту гибели (смерти) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании; копии материалов расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений (документы не представлены), для принятия решения о выплате единовременного пособия.

Военным комиссариатом города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области Дусенбаева О.Г. была уведомлена о необходимости предоставления дополнительных документов, при этом, военным комиссариатом также был направлен запрос от 16.05.2023 года за исх. командиру войсковой части 22179 о направлении недостающих документов, необходимых АО «СОГАЗ» для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего добровольца ФИО3, в адрес военного комиссариата.

Однако до настоящего времени ответ на вышеуказанный запрос из войсковой части 22179 в адрес военного комиссариата города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области не поступил.

Как пояснил в судебном заседании представитель АО «СОГАЗ», ответчик не оспаривает право несовершеннолетних ФИО1 и ФИО1 на получение ими единовременного пособия в связи с гибелью отца – добровольца Дусенбаева К.Г., однако для осуществления указанного пособия у АО «СОГАЗ» отсутствует весь пакет документов, предусмотренный п. 14 (2) приказа №1100, при предоставлении полного комплекта документов АО «СОГАЗ» в соответствии с условиями Соглашения примет соответствующее решение.

Между тем, из содержания ч. 8 ст. 3 Закона № 306-ФЗ следует, что гибель (смерть) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, признается основанием для выплаты членам его семьи единовременное пособия в двух имеющих самостоятельное значение случаях: если она наступила при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании.

По смыслу законоположений ч. 8 ст. 3 Закона № 306-ФЗ, военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дусенбаев К.Г. погиб вследствие ранений и травм, полученных во время ведения боевых действий, в ходе выполнения задач специальной военной операции.

Таким образом, суд считает установленным, что смерть Дусенбаева К.Г. наступила при исполнении им обязанностей военной службы по контракту о пребывании в добровольческом формировании, следовательно, члены его семьи – несовершеннолетние дети ФИО1 и ФИО1 имеют право на получение в равных долях единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона № 306-ФЗ.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования в рамках Государственного контракта установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 52-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона № 52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Как следует из материалов дела, 27.10.2021 года между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключен Государственный контракт предметом которого является обязательное государственное страхование в 2022-2023 годах жизни и здоровья военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее по тексту - Государственный контракт).

В связи с тем, что положения Закона № 52-ФЗ и условия Государственного контракта не предусматривают выплату страховых сумм членам семьи граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, то последние в силу закона не являются застрахованными лицами по смыслу Закона № 52-ФЗ.

Таким образом, поскольку незаконного бездействия со стороны военного комиссариата Саратовской области по сбору, формированию и направлению в АО «СОГАЗ» пакета документов, необходимого для принятия решения о выплате единовременного пособия, судом не установлено, а отсутствие в пакете документов справки об обстоятельствах гибели (смерти) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, оформленной в соответствие с приложением № 4 (4) к Приказу №1100, заверенной копии рапорта по факту гибели (смерти) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, копий материалов расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений, не может лишать членов семьи погибшего добровольца Дусенбаева К.Г. права на получение единовременного пособия, учитывая при этом, что указанные документы так и не были предоставлены в материалы дела по судебному запросу, принимая во внимание, что граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях, не являются застрахованными лицами по смыслу Закона № 52-ФЗ, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» в полном объеме, а требования к АО «СОГАЗ» подлежат частичному удовлетворению, а именно в части признания за членами семьи погибшего Дусенбаева К.Г. несовершеннолетними сыном ФИО1 и дочерью ФИО1 права на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона №306-ФЗ и возложении обязанности на АО «СОГАЗ» произвести выплату единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона №306-ФЗ членами семьи погибшего Дусенбаева К.Г. несовершеннолетним сыну ФИО1 и дочери ФИО1 в равных долях, в остальной части требований к АО «СОГАЗ» надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Дусенбаевой О.Г., действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, к акционерному обществу «СОГАЗ» о признании права на получение единовременного пособия и страхового возмещения, признании действий незаконными, возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия и страхового возмещения удовлетворить частично.

Признать за членами семьи погибшего Дусенбаева К.Г. несовершеннолетними сыном ФИО1 и дочерью ФИО2 право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Обязать акционерное общество «СОГАЗ» произвести выплату единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» членами семьи погибшего Дусенбаева К.Г. несовершеннолетним сыну ФИО1 и дочери ФИО2 в равных долях.

В остальной части требований к акционерному обществу «СОГАЗ» отказать.

В удовлетворении исковых требований к ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Фрунзенский районный суд города Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 31.08.2023 года.

Судья              М.В. Агишева



 


График работы


Понедельник

09:00-18:00

Вторник

09:00-18:00

Среда

09:00-18:00

Четверг

09:00-18:00

Пятница

09:00-16:45

Суббота

Выходной день

Воскресенье

Выходной день

Перерыв

13:00-13:45

 

Приём исковых заявлений, жалоб, выдача копий судебных документов осуществляется приёмной суда согласно графику работы

Телефон приёмной суда:

(8452) 98-34-44

 

Государственная пошлина

Реквизиты платежного документа для оплаты государственной пошлины и судебного штрафа опубликованы в разделе  сайта «Справочная информация»